О безопасности и качестве школьной формы

Вводить школьную форму или не вводить? Данный вопрос после отмены советских костюмов и коричневых платьев с белыми передниками, вызывающих у многих людей ностальгические воспоминания, на протяжении долгого времени активно обсуждается нашими государственными деятелями. Роскачество провело опрос в соцсети «ВКонтакте»: «Должна ли быть форма в школе?». Людей, которые высказались «за», оказалось подавляющее большинство: 73,3 %.

– Советская форма была весьма даже симпатичной, хотя, как и многие детки, я против нее протестовал, – повествует Роскачеству эксперт моды, телеведущий, общественный деятель, владелец сети салонов красоты Владислав Лисовец. – В настоящее время потенциалов для самореализации, безусловно, больше: этому способствует многообразие материалов, кроя и расцветок. Приятно видеть на городских улицах аккуратных школьников. Что же касаемо стиля, то стоит «играть» с окрасками: бордо, синий, коричневый, зеленый, горчичный – все эти оттенки замечательно сочетаются с классическим черным и серым. Тем не менее, немаловажно, чтобы форма была качественной. Даже самое красивое изделие не стоит того, чтобы мириться с дискомфортом, особенно во время учебного процесса.

Конечно, на качество швейного изделия (да и на показатели его безопасности) оказывает влияние тот материал, из которого оно произведено.

Роспотребнадзор советует останавливать свой выборна форме с количеством синтетических волокон в составе не более 55 %. Чем больше «недорогой синтетики» имеется в ткани, тем больше одежда по своим свойствам напоминает целлофановый пакет. В одежде из стопроцентного синтетического материала кожа ребенка просто сопреет, так как свойством поглащать влагу синтетика (без особых обработок и дополнительных свойств) почти не обладает. Тут немаловажно понимать, что настоящая рекомендация касается лишь волокон синтетического происхождения, которые нельзя путать с искусственными. Различие между ними состоит в том, что последние производятся из природных материалов натурального происхождения (чаще всего из целлюлозы), а вот синтетические волокна производят из продуктов переработки нефти. К искусственным волокнам причисляются, например, вискозные волокна. Материал из них приятен к телу и близок по своим свойствам к материалам из натуральных волокон. Совершенно иные свойства имеют полиэфир, полиамид, полиакрилонитрил, полиэстер, которые являются синтетическими волокнами. Эти ткани не очень приятны для кожи в больших пропорциях, и всё же их небольшое количество дает возможность придать материалу ряд положительных качеств в части несминаемости, устойчивости к истираемости, пиллингуемости. 

Современные дети проводят в школе примерно четверть суток. Причем ребенок не только учится, но и, как бы это ни стремились запретить строгие преподаватели, играет, бегает и ведет весьма подвижный образ жизни. Разумеется, поверхность тела ребенка нагревается и начинает выделять влагу. И для того чтобы этот процесс не спровоцировал раздражение кожи, материал одежды должен иметь достаточные возможности по впитывания влаги и отведению ее от тела, а также способностью «дышать». Об этих способностях рассказывают такие показатели безопасности швейных изделий, как гигроскопичность и воздухопроницаемость тканей, из которых они произведены.

– Важнейшие гигиенические показатели, а именно воздухопроницаемость и гигроскопичность, напрямую влияют не только на комфорт, но и на безопасность школьной формы, – повествует президент-председатель правления Национального объединения производителей школьной и форменной одежды «Союзформа» Александра Алдушина. – Свойства материала пропускать воздух зависят от его структуры: чем он плотнее, тем меньше воздуха будет поступать к телу ребенка. Что же касается гигроскопичности, то этот показатель зависит только от сырьевого состава тканей. Оптимальный состав должен включать от 45 % натуральных или искусственных волокон (к примеру, вискозы) – в этом случае безопасность одежды, скорее всего, будет обеспечена. Для решения данного вопроса важную роль может сыграть разработка единого стандарта для школьной формы, который урегулирует применение для изготовления одежды для обучающихся тканей с разуплотненной структурой, а также с содержанием синтетики не более 55 %. Кроме того, подкладка должна быть или вискозной, или с содержанием вискозы не менее 50 %.

О токсичности

Слово «токсично» способно поставить крест на продукции, ведь оно автоматически приравняет изделие к слову «опасно».

– Один из самых важных показателей безопасности изделия – это уровень его токсичности, – подтвердил руководитель испытательного центра Сергиево-Посадского филиала ФБУ «ЦСМ Московской области» Юрий Пивоваров. – В случае с детьми важно учитывать этот момент, так как их организм особенно восприимчив к химическим веществам. Как правило, повышенный уровень токсичности указывает на недостаточно хорошую экологию на производстве.

Нормативный показатель токсичности не случайно определен в интервале от 70 до 120 %. Это показатель безопасного материала. Отклонение в меньшую сторону означает то, что в водной вытяжке из изделия присутствуют какие-либо вещества, которые снижают активность двигательной системы объектов изучения. При значении показателя «индекс токсичности» меньше 70 % материал уже можно назвать токсичным и опасным для здоровья. Отклонение от 100 % в большую сторону удостоверяет о присутствии в водной вытяжке опасных веществ, схожих по влиянию на организм с психотропными препаратами. То есть в природе наблюдаются соединения, которые понижают двигательную активность объектов изучения, а есть те, которые повышают ее. И те и другие при «выпадении» индекса из границ 70–120 % представляют опасность и для человека.

Об устойчивости окраски

Оценка устойчивости красителя ко всем типам влияний при испытаниях продукции проводится отдельно для подкладки и для верхней ткани изделия. Это связано с тем, что краситель, который нанесен и на внешние, и на внутренние элементы изделия с нарушением технологических параметров крашения, может перейти на вещи, надетые под изделие (водолазку, блузку и т. д.).

– Изделия с низкими баллами устойчивости окраски, вне зависимости от использования нательного белья, будут иметь контакт с кожей, – отметила доцент кафедры текстильного материаловедения и товарной экспертизы МГУДТ Алла Курденкова. – Это весьма плохо, поскольку для окрашивания могут применяться красители, вызывающие аллергические реакции, что опасно для здоровья ребенка.

О стирке изделий

Каша, следы от ручки и карандаша, наконец, просто грязь – все родители школьников знают, что форму стирать доводится весьма часто. Поэтому крайне важным потребительским свойством таких изделий является изменение их размеров впоследствии мокрой обработки. Другими словами, не сядет ли (что случается чаще) и не растянется ли изделие впоследствии того, как его постирают. Эти изменения в лабораторных условиях фиксируются по длине (направлению основы) и по ширине (направлению утка́) ткани изделий. Специалисты отслеживают изменения в размерах и верхнего слоя, и подкладки. Если хотя бы один из этих элементов сильно растянется или сядет, это сразу отразится на эстетике, комфорте, а возможно, и на семейном бюджете: в слишком коротком сарафане девочку в школу никто не отпустит, а следовательно, придется приобрести новый.

О катышках

Такое забавное название – «пилли», и такое «незабавное» действие – придавать внешнему облику изделия изношенность и неопрятность. Пилли – это закатанные кончики волокон, более знакомые как катышки. Образование на детской одежде катышков – абсолютно естественное явление, поскольку каждому школьнику приходится сидеть на стуле, носить на спине рюкзак, в холодный период года надевать поверх формы пальто или куртку. Способность изделия образовывать катышки называется «пиллингуемость». А если говорить подробнее, впоследствии стандартного механического воздействия число пиллей на 10 см2 не должно превышать трех штук. 

Что касается взаимодействия ткани изделия с твердыми поверхностями, важна не только ее стойкость к пиллеобразованию, но и устойчивость к истиранию по плоскости. В ходе исследования устойчивости ткани к истиранию по плоскости изделия проходят испытания с использованием специальных приборов, которые равномерно и монотонно истирают подкладочный материал и ткань верха.

 

 

Добавить комментарий